keskiviikko 16. lokakuuta 2013

"За веру, царя и Отечество"



14.10.-15.10.2013 г. в Российском центре науки и культуры проводились  IV Международные образовательные Покровские чтения.
Тема чтений в этом году: «Образ Женщины в небесном и земном»
В 2013 г. также отмечается 400 лет династии Романовых, поэтому многие доклады касались темы царской семьи.


Очень благодарна организаторам чтений, Представительству Московского Патриархата в Финляндии и Российскому центру науки и культуры, что мне представилась возможность выступить с докладом на непростые темы, связанные с историческими событиями и вопросами мировоззрения и духовных ценностей.
Мой доклад о Великой княгине Елизавете Фёдоровне Романовой (супруга брата царя Александра III и сестра последней Российской императрицы), в жизни которой произошло немало трагических событий. Несмотря на это, Великая княгиня сохранила истинную веру, силу духа и любовь к ближним, и до конца своих дней заботилась о людях, даже в последние минуты своей жизни. Великая княгиня была жестоким образом убита большевиками. В 1992 г. Русской Православной Церковью Елизавета Фёдоровна была причислена к лику святых.
Ниже - публикация доклада.

Преподобномученица Елизавета Феодоровна Романова

Великая княгиня царствующего дома Романовых, внучка английской королевы Виктории, супруга  великого князя Сергея Александровича, Елизавета Фёдоровна Романова (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадская, нем. Elisabeth Alexandra Luise Alice von Hessen-Darmstadt und bei Rhein, в семье её звали Элла) прославлена в лике святых Русской православной церкви в 1992 году.   

Елизавета Фёдоровна являлась Почётным членом и Председателем Императорского Православного Палестинского Общества с 1905 по 1917 г., основательницей Марфо-Мариинской обители в Москве, Почётным членом Императорской Казанской духовной академии (звание утверждено 6 июня 1913). Её младшая сестра Алиса в ноябре 1894 года стала русской императрицей Александрой Фёдоровной, выйдя замуж за русского императора Николая II.

После смерти матери Элла и Аликс воспитывались в основном у своей бабушки, королевы Виктории в Англии. С детских лет сёстры благоговейно относились к вере, участвовали в делах благотворительности. Большую роль в духовной жизни Елизаветы Фёдоровны играл образ святой Елизаветы Тюрингской (родоначальницы герцогов Гессенских, прославившейся делами милосердия), в честь которой была названа Элла.

3 (15) июня 1884 года в Придворном соборе Зимнего дворца Елизавета Фёдоровна венчалась браком по православному обряду с Великим князем Сергеем Александровичем Романовым, братом российского императора Александра III. После православного бракосочетания в Александровской зале также было совершено богослужение по лютеранскому обряду.
Супружеская пара провела медовый месяц в подмосковном имении Ильинское, где они также жили и впоследствии. По настоянию Великой княгини в Ильинском была устроена больница и периодически проходили ярмарки в пользу крестьян.

В 1888 г. Великая княгиня, вместе с супругом, совершила паломничество в Святую Землю, что подвело окончательную черту под решением Елизаветы Фёдоровны перейти в православие в 1891 году, когда она написала своему отцу: «Я всё время думала и читала и молилась Богу — указать мне правильный путь — и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином».

Когда она сообщила о своем намерении супругу, то он невольно заплакал от счастья. В архиве сохранилось письмо Сергея Александровича от 12 февраля 1891 года Великой княгине Александре Иосифовне:
«Дорогая Тетя, зная, как ты всегда была добра ко мне и к моей жене, не могу удержаться и не сообщить тебе великой радости, в которой, я уверен, ты примешь живое участие. Моя жена решилась принять Православие. Она это делает с глубоким чувством, твердостью и уверенностью – это такие счастливые мгновенья! Уже более года, что она в первый раз со мною об этом заговорила. Мы много читали вместе и изучали катехизис. Должен прибавить, что все шло от нее, я же ей только помогал, но вовсе не заставлял, ибо мне кажется, что это очень важно. Я уверен, что ты, дорогая Тетя, как и я, подумаешь о Маме, и как она была бы счастлива этому событию; впрочем, я уверен, что и это случилось ее молитвами. Обряд перехода жена желает совершить перед Пасхой, вероятно, у нас в церкви. Нежно целуем твои ручки и шлем привет Дяде. Твой Сергей».

«Иметь одинаковую религию с мужем – это такое счастье», – сказала Великая княгиня.

Елизавета Фёдоровна в совершенстве овладела русским языком и говорила на нём почти без акцента. У Великой княгини и её супруга не было родных детей, но они воспитывали детей брата Великого князя Сергея Александровича, Марию и Дмитрия, чья мать скончалась в родах.
В 1892 г. в качестве супруги московского генерал-губернатора, на пост которого Великий князь Сергей Александрович был назначен в 1891 году, Елизавета Фёдоровна организовала Елисаветинское благотворительное общество, основанное для того, чтобы «призревать законных младенцев беднейших матерей, дотоле помещаемых, хотя без всякого права, в Московский Воспитательный дом, под видом незаконных». Вначале деятельность общества осуществлялась в Москве, а затем распространилась и на всю Московскую губернию. Елисаветинские комитеты были созданы при всех московских церковных приходах и во всех уездных городах Московской губернии. Елизаветинское общество существовало только на благотворительные средства. Наиболее крупные пожертвования сделала сама Великая княгиня. За 25 лет работы Общество приняло участие в судьбе более девяти тысяч детей и выплатило матерям-вдовам 13 тысяч пособий на общую сумму 120 тысяч рублей. На содержание яслей и приютов общество за годы своего существования израсходовало более миллиона рублей.
Кроме того, Великая княгиня возглавила Дамский комитет Красного Креста, а после гибели супруга она была назначена председательницей Московского управления Красного Креста. Посещения больниц для бедных, богаделен, приютов для беспризорных детей стали неотъемлемой частью жизни молодой Великой княгини. По ее инициативе происходила регулярная раздача еды, одежды и денег особо нуждающимся.

В 1903 году Елизавета Феодоровна вместе с царской четой приняла участие в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского. В письме из Сарова она пишет: «…Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру!»

С началом русско-японской войны Елизавета Фёдоровна организовала Особый комитет помощи воинам, при котором в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов: там шили одежду, заготавливали бинты, собирали посылки, формировали походные церкви.

Великий князь Сергей Александрович был всецело предан идее монархии и православия, крайне отрицательно относился к либерализму и видел в нем прямую угрозу духовного разложения любимой им России. Его любимым писателем был Федор Михайлович Достоевский, а самым почитаемым Отцом Церкви – преподобный Ефрем Сирин. Князь был истинно православный человек, стоявший высоко над толпой, в том числе и великосветской. Истинная религиозность Великого князя встречала непонимание и враждебность среди высшего общества, которое давно уже исповедовало либерализм и материализм. Социалисты же его яростно ненавидели.
4 февраля 1905 г. супруг Великой княгини Сергей Александрович был убит террористом Иваном Каляевым (по паспорту – Алексей Шильник), который метнул в него ручную бомбу. Великая княгиня в момент теракта находилась на складе Красного Креста в Большом Кремлевском дворце. Услышав взрыв, она с криком: «Сергея убили!» – в одном платье немедленно выбежала на площадь и бросилась к месту катастрофы.
Миллер пишет: «Великая княгиня раньше по долгу своей работы, посещая госпитали с ранеными фронта, видела кровь и изуродованные войной тела солдат, но то, что предстало теперь перед ее взором, по своему ужасу превосходило всякое человеческое воображение: кругом на снегу, пропитанном кровью, в разных местах лежали куски тела и костей ее мужа и куски его одежды и обуви; и все это силой взрывной волны было разбросано вперемежку с изломанными частями экипажа и составляло одно кровавое месиво».
Елизавета Фёдоровна, несмотря на просьбы, сама лично, ползая по земле, собирала все, что осталось от мужа - окровавленные останки его тела, а также палец с обручальным кольцом, и положила на санитарные носилки.

Л. Миллер: «В течение нескольких дней после взрыва люди находили еще куски тела и костей Великого князя Сергея Александровича, которые силой взрыва разбросало везде, даже на крыши домов. Во время похорон Великого князя еще приносили завернутые куски его тела и клали их в гроб. Говорили, что сердце Сергея Александровича нашли на крыше какого-то здания».
Когда схватили террориста Каляева, он истерически кричал: «Долой Царя! Да здравствует революция!» Циничное преступление этого новоявленного каина раскрыло главную цель и смысл готовившейся революции – дьявольский замысел: безудержная жажда власти, крови и насилия.

Елизавета Фёдоровна тяжело переживала эту трагедию. Греческая королева Ольга Константиновна, двоюродная сестра убитого Сергея Александровича, писала: «Это чудная, святая женщина — она — видно, достойна тяжёлого креста, поднимающего её всё выше и выше!». Позднее Великая княгиня посетила в тюрьме убийцу: она передала ему прощение от имени Сергея Александровича, оставила ему Евангелие. Более того, она подала прошение императору Николаю II о помиловании террориста, но оно не было удовлетворено.
На месте убийства князя на пожертвования 5-го гренадерского полка Ее Императорского Высочества Великой княгини Елизаветы Фёдоровны был воздвигнут шестиметровый памятный крест, в создании которого участвовал художник В. М. Васнецов, с надписью: «Прости им, Господи, не ведают бо, что творят». Этот крест, находившийся на Сенатской площади Кремля, был уничтожен 1 мая 1918 года лично В. И. Лениным и несколькими его сподручными. Чудов монастырь со склепом, где находились останки Великого князя, был взорван.

После гибели супруга Елизавета Фёдоровна продолжила дело своего мужа, заменив его на посту Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, и исполняла эту должность с 1905 по 1917 годы.

После кончины мужа Великая княгиня не снимала с себя траур, держала строгий пост и усилила молитву, решив полностью посвятить себя служению Богу. Ее спальня фактически превратилась в монашескую келью. Она продала свои драгоценности (отдав в казну ту их часть, которая принадлежала династии Романовых), и на вырученные деньги купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и обширным садом, где расположилась основанная ею в 1909 г. Марфо-Мариинская Обитель Милосердия. Название это было выбрано лично Елизаветой Феодоровной и брало начало из евангельского повествования о двух сестрах праведного Лазаря – Марфе и Марии (Лк., 10, 41–42).

При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока устав обители позволял сестрам выйти из нее и создать семью. Сёстры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью) и второй священник обители о. Евгений Синадский.

9 (22) апреля 1910 года по специально разработанному Святейшим Синодом чину епископ Трифон совершил посвящение в звание крестовых сестер семнадцати насельниц обители во главе с Великой княгиней.
В этот знаменательный день Елизавета Феодоровна впервые сняла с себя траурное платье, чтобы облечься в новое одеяние и начать ещё более самоотверженное служение Богу. Собрав своих сестер, Великая княгиня сказала им свои ставшие знаменитыми слова: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.
Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживала за тяжелобольными, читала Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами. Обходя беднейшие кварталы, княгиня сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.

Во время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам.

После прихода к власти большевиков Великая княгиня отказалась покинуть Россию. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (современный адрес — перекрёсток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Она не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с Елизаветой Фёдоровной участь разделила и сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы. До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней.
В ночь на 5 (18) июля 1918 года Великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Вместе с ней погибли: Великий князь Сергей Михайлович, князь Иоанн Константинович, князь Константин Константинович (младший), князь Игорь Константинович, князь Владимир Павлович Палей, Фёдор Семёнович Ремез, управляющий делами великого князя Сергея Михайловича, сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).
Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.

31 октября 1918 года Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий. Оттуда два гроба — великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

Так было исполнено желание самой Великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888 году. Частица мощей Елизаветы Федоровны с 2009 года хранится в знаменитой Марфо-Мариинской обители Москвы.
В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).

В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.
8 июня 2009 года Генеральная прокуратура России посмертно реабилитировала Елизавету Фёдоровну.

Великой княгине посвящено несколько православных монастырей и храмов в России, Белоруссии, на Украине.