14.10.-15.10.2014 г. в Российском
центре науки и культуры проводились V
Международные образовательные Покровские чтения: «Семья и христианское воспитание в современном мире»
Хотела бы выразить свою благодарность организаторам чтений,
Представительству Московского Патриархата в Финляндии и Российскому центру
науки и культуры, что мне представилась возможность выступить с докладом по
сложным и животрепещущим вопросам, которые непосредственно в той или иной форме
касаются каждого человека.
Ниже - публикация доклада.
Семья и воспитание детей в условиях вызовов современного
мира
Вызовы современного мира
Глобальные
тенденции и стремительные изменения, происходящие в современном мире, бросают
серьезные вызовы воспитанию детей и духовному благополучию семьи. Массовая пропаганда
гедонизма, господство индивидуализма и насаждение потребительской психологии
способствуют разрушению семьи, увеличению числа разводов, падению рождаемости и
разрыву связей между поколениями. Семейные ценности подменяются меркантильными
интересами и внебрачным сожительством без взаимных обязательств, когда к
партнеру относятся так же, как к товару потребления, который можно поменять,
что извращает само понятие семьи и нравственные принципы.
В этой связи
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит
Волоколамский Иларион отмечает в защиту семьи следующее:
«В современном мире
происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт
оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на
вызовы секулярного мировоззрения, мы, христиане, должны опираться, прежде
всего, на Священное Писание и опыт Церкви.
В библейском
понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного,
«соборного» бытия, к которому человек призван Самим Творцом. Жизнь человека не
ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей
полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом
и ближним».
Современная
массовая культура, напротив, пропагандирует индивидуалистическую идеологию,
мнимую свободу личности, удовлетворение животных потребностей, смакование
извращений.
Гедонистическое
общество рассматривает наслаждение как цель и право, особенно чурается
ограничений по отношению к животным инстинктам. В данной ситуации, как
подчеркивает в частности протоиерей Александр Шаргунов: «Происходит все большее
забвение того, что делает человека человеком - нашей способности ограничивать
наши желания». Так по определению св. Григория Нисского, подлинная свобода есть
господство человека над самим собой.
Патриарх
Кирилл отмечает, что «нам нужно
научиться сочетать нравственную ответственность человека со свободой» и
призывает к обеспечению духовной безопасности.
Вышеупомянутые
глобальные идеологические установки секулярного мира, массовая псевдокультура,
т. н. либеральные ценности, а также усиленно внедряемая ювенальная юстиция,
разрушающая святость и неприкосновенность семейной жизни, серьёзно угрожают
семейным устоям и подрывают основы воспитания детей.
Планомерное уничтожение института семьи в целях глобального
проекта создания управляемого «нового человека» посредством обезбоживания и
расчеловечивания
То, что не удалось
троцкистам 100 лет назад, их духовные наследники планомерно осуществляют
сегодня. Когда т. н. революционеры пришли к власти в 1917 году, первым делом
они отменили церковный брак и облегчили разводы, а также разрешили
разнообразные формы семейных союзов — гражданские, гомосексуальные, семьи-коммуны.
Захватившие в России власть троцкисты первыми в Европе разрешили аборты. Иными
словами, началось тотальное наступление на семью.
В 1928 году в
журнале "Современная архитектура" В. Кузьмин в частности писал:
«Пролетариат должен немедленно приступить к уничтожению семьи. Ребенок после
рождения принимается на коллективное иждивение и передается в ясли. Дошкольники,
школьники и комсомольцы живут трудовыми коллективами".
Главный идеолог богоборческой
послереволюционной России, представитель глобализма и сторонник мировой
революции, гражданин США Лев Троцкий (Лейб Давидович Бронштейн), приложивший
немало усилий к реализации плана, направленного на уничтожение русской
цивилизации, в своей работе "Преданная революция" сделал вывод о том,
почему глобальный проект не удалось довести до конца: "Революция сделала
героическую попытку разрушить так называемый "семейный очаг". Место
семьи должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и
обслуживания. Доколе эта задача задач не разрешена, 40 миллионов российских
семей остаются в подавляющем большинстве своем гнездами средневековья". Советское
общество, однако, поэкспериментировав с однополыми и другими нетрадиционными союзами,
вернулось к традиционной "ячейке общества" – к семье. Как писал в
своих мемуарах Троцкий, "взять старую семью штурмом не удалось".
В начале 1930-х
годов в государственной семейной политике ставка делается на большую крепкую
семью как на важнейшее условие существования государства. И вот теперь, почти
100 лет спустя, неолибералы и неотроцкисты под видом прогресса и непонятно кем
определённых т. н. общечеловеческих ценностей повсеместно внедряют все те же
методы, целенаправленно уничтожая семейные устои. Зло не способно на
принципиально новые изобретения, но постоянно действует по одним и тем же
шаблонам.
Учеными доказано,
что ребенок, которого в раннем возрасте отрывают от матери, вырастает с задержками
в развитии и склонностью к всевозможным зависимостям. Таким человеком очень
легко манипулировать, чего и добиваются "неотроцкисты" и их
покровители.
Троцкий, ещё 100
лет назад, пытался воплотить в жизнь проект «нового человека» – человека без Бога,
без Родины, без семьи и без прошлого. Он сам писал об этом следующее: «Человек
поставит себе целью овладеть собственными чувствами, поднять инстинкты на
вершину сознательности, сделать их прозрачными, протянуть провода воли в
подспудное и подпольное и тем самым поднять себя на новую ступень – создать
более высокий общественно-биологический тип, если угодно – сверхчеловека». Для реализации проекта создания
вышеупомянутого биоробота, «нового человека», необходимо сломать существующие
основы и преемственность поколений.
Весьма показательна
в этой связи реакция Троцкого на сообщение Свердлова об убийстве царской семьи,
которая выражалась в мысли, что к старому возврата больше нет: «Казнь царской
семьи нужна была не просто для того, чтоб запугать, ужаснуть, лишить надежды
врага, но и для того, чтобы встряхнуть собственные ряды, показать, что
отступления нет, что впереди полная победа или полная гибель».
Убийство Царской
семьи, на самом деле, имело много далеко идущих целей, в том числе и разрушение
семьи. Семья - малая Церковь. Семья Царя - образ семьи, символ России. Таким методом
осуществлялось разрушение всей Церкви и символизировалось уничтожение семейных
устоев и всей России на пути реализации глобального проекта создания «нового
человека», послушного биоробота в обезбоженном мире.
Обезбожевание мира
и расчеловечивание человека, в т. ч. с помощью уничтожения традиционной семьи,
и есть основное содержание направления,
идущего от русской катастрофы 1917 года к событиям сегодняшнего дня.
Апология предательства, восхваление греха и свет во тьме
Слова Царя-мученика
Николая "кругом измена, трусость и обман" оказались пророческими. Идеология
гедонизма, пропагандирующая наслаждения, оправдывает отсутствие верности, т. е.
оправдывает предательство, оправдывает грех, ведущий к распаду семьи.
Протоиерей
Александр Шаргунов справедливо замечает: «Всегда
было предательство, но надо было создать атмосферу, где предательство
побеждает. Кругом предательство в самом широком смысле слова, и в самом
глубоком. В самом мрачном, легкомысленном и преступном. Современная культура -
сплошная апология предательства. И супружеская измена, то есть предательство
самого близкого человека, разрушение основ жизни восхваляется всюду не просто как
норма жизни, а как доблесть». В этой связи отец Александр призывает: «Перед лицом всепоглощающей смерти и небывалого предательства христиане
призваны явить верность своим крещенским обетам, верность таинству брака, своей
принадлежности роду человеческому, верность свету Воскресения, который светит
во тьме, и тьма не может его объять».
Что такое воцерковленная семья в наши дни? Каковы особенности жизни
православной семьи в современном мире, в условиях вышеобозначенных вызовов?
Основы нравственности и образа
жизни закладываются именно в семье. Однако созидание атмосферы семьи как малой
церкви сталкивается с серьёзными проблемами влияния светских стандартов в эпоху
глобализации: массовая псевдокультура, культ маммоны, восхваление греха, стадность,
гламур. В сегодняшнем мире «Зло становится все более организованным. Благодаря
новейшим техническим средствам оно может сразу войти во все дома в любое
мгновение с любым непотребством. И все более за этой организованностью ощутимо
присутствие организующего её. Зло становится все более открытым, потому что
сознает свою силу и безнаказанность. Оно становится все более обыденным, и все
меньшее встречает сопротивление, хотя, казалось, должно бы быть наоборот». «Необходима
воля к сопротивлению. Великая ложь нашего времени заключается в том, чтобы
исходя из необратимых перемен, происходящих на наших глазах, демонизировать
всякую волю к сопротивлению. Это не просто ложь, это безумие. Присоединиться к
ней значит согласиться быть ни чем иным, по определению философа, как
«специалистами без видения и сластолюбцами без сердца». То, что мы отстаиваем,
есть безмерное достоинство человека, которое заключается в его свободном
выборе. Этот выбор возвращает нас к ответственности, которую никакая наука,
никакая техника, никакая механическая или генетическая фатальность не могут
упразднить. Человеческое в человеке существует, потому что вопреки всему мы
хотим остаться людьми. Самое главное,
что мы должны помнить: мир начался Богом и закончится Богом» - отмечает протоиерей
Александр Шаргунов.
Нравственные основы воспитания: Господь как суть жизни
Как же создавать
христианскую атмосферу в семье, что предполагает уважение и порядочность,
воспитание свободы в сочетании с ответственностью и подлинной культурой?
Руководитель Патриаршего Центра
духовного развития детей и молодежи (ЦДРМ) игумен Иоасаф (Полуянов) считает,
что «церковность» семьи невозможно оценить по внешним признакам: частота
причащений, строгость постов и т.д. Игумен Иоасаф подчеркивает, что главное для
христианской семьи – это избежать довольно часто встречающейся «духовной
шизофрении», когда «в храме – это
одна семья, а за порогом – совсем другая». В семье, где отсутствует подобное
раздвоение, и ребенок «чувствует себя самим собой». Особенно важно напутствие игумена,
что в верующей семье каждому нужно «сравнивать свою жизнь с Христом, а не с
жизнью окружающих».
Священники, однако,
предупреждают, что одних церковных установлений недостаточно для воспитания
детей: «Если Господь не является сутью нашей жизни, если у родителей Бог - «в
баночке», можно достать в нужный момент, а потом поставить обратно, - дети
уходят из Церкви. Правила духовной жизни нам даны как позвоночник. Надо
нарастить все остальное!» - напутствует протоирей Игорь Фомин, клирик храма Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади.
Или, опираясь на
вышеизложенное, можно отметить, что красной нитью в вопросе семьи и воспитания
детей в непростых условиях современного мира, обозначен постулат, что мир начался Богом и закончится Богом.