maanantai 15. lokakuuta 2012

Священные рубежи и вызовы современности

14.10.-15.10. в Российском центре науки и культуры проводятся, ставшие уже традиционными, Покровские чтения.

Тема чтений в этом году:

«Казанская икона Божией Матери в исторической судьбе России (1812 год); Наполеон, как знамя перемен в христианской Европе и современные вызовы постсекулярного мировоззрения».

http://www.patriarchia.ru/db/text/2533559.html


http://fin.rs.gov.ru/node/2485

 
Очень благодарна организаторам чтений, Представительству Московского Патриархата в Финляндии, что мне представилась возможность выступить с докладом на актуальные темы, связанные с историческими событиями и вызовами современности.

Ниже - публикация доклада.

Казанская икона Божией Матери в исторической судьбе России. Священные рубежи и вызовы современности.

Праздник Казанской иконы Божией Матери бывает два раза в году — 21 июля в день обретения святыни и 4 ноября — в честь чудесного заступничества Пресвятой Богородицы в войне 1612 года.

С 2005 г. 4 ноября стал государственным российским праздником благодаря инициативе Патриарха Алексия II, предложившего этот день в качестве Дня Единения. В этот день православные чтут память Казанской иконы Божией Матери, и память избавления России от поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери была явлена в Казани 21 июля (8 июля - ст. ст.) 1579 г., спустя 27 лет после окончательного вхождения города в состав Российского государства.

По преданию, среди пострадавших от страшного пожара, уничтожившего 28 июня 1579 г. половину Казани - почти всю христианскую часть города, оказалась и семья стрельца Даниила Онучина. По прошествии нескольких дней, девятилетней дочери стрельца Матрене явилась во сне Божия Матерь и попросила достать зарытую в земле икону. Видения повторялось трижды. Тогда Матрена вместе со своей матерью отправилась в указанное Богородицей место, где на глубине около метра обнаружила икону. Весть о чуде моментально облетела весь город. К иконе поспешили простые люди и священнослужители. Архиепископ Казанский Иеремия принял из рук Матрены икону Богородицы и поместил её в Благовещенский собор – первый православный храм Казани, воздвигнутый Иваном Грозным. Во время крестного хода произошли и первые чудеса: получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели.

Одним из свидетелей этих событий был будущий патриарх Гермоген, в то время священник одного из храмов Казани. В 1594 г., уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани».

Список с казанской иконы был немедленно отправлен в Москву царю Ивану Грозному. День явления Казанской иконы – 8 июля (ст. ст.)/ 21 июля – стал общецерковным праздником. Царь повелел на месте явления устроить женский монастырь, в соборе которого и хранить чудотворный образ. В Казанском Богородичном женском монастыре впоследствии приняли постриг Матрена Онучина и ее мать.

Еще большую славу приобрел Казанский образ Божией Матери в годы Смуты, в начале XVII в.

В 1598 г. династия Рюриковичей прервалась – умер бездетный сын Ивана Грозного, Фёдор Иоаннович. Ранее, в 1591 г. при невыясненных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Грозного — Дмитрий. Земский собор призвал на российский трон боярина Бориса Годунова.

В начале XVII в. Россию поразили голод и неурожаи. Крестьяне бежали на южные окраины страны, вспыхнул бунт «изголодавшихся холопов». Положение усугублялось поражением в затянувшейся Ливонской войне - страна оказалась на грани развала.

Борис Годунов, придя к власти, пытался принять меры, чтобы преодолеть нестабильность. Но ни послабления в налогах, ни разрешение на переход крестьян к другому хозяину, ни попытки утвердить цены на хлеб не принесли желаемых результатов. Народное недовольство росло и теперь все оборачивалось против самого царя Бориса Годунова.

Именно в этот напряженный момент появляются самозванцы. Лжедмитрий I пытался выдать себя за «воскресшего» царевича Дмитрия. Он опирался на поддержку польского двора и папского престола.

В апреле 1605 г. Годунов умер, а 16-летний Фёдор Борисович, пришедший ему на смену, был не в силах удержать власть. 20 июня самозванец Дмитрий, при поддержке запорожских казаков и повстанцев, въехал со свитой в Москву и венчался на царство в Успенском соборе. Патриарх Иов был низложен.

Лжедмитрий провозгласил себя «императором», переименовал Боярскую думу в Сенат, принял требование поляков вернуть Великому княжеству Литовскому западные земли России, вплоть до Пскова и Вязьмы. После венчания с католичкой Мариной Мнишек, он провозгласил её царицей. Но конечно, столь резкие перемены не могли не вызвать сопротивление среди московской знати. В результате заговора бояр во главе с Василием Шуйским Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 г.

На царский престол толпа «выкрикнула» главу заговорщиков — Шуйского. До 1610 г. Шуйский пытался справиться с бурлящей страной. Кровавая смута вылилась в народную войну под предводительством Ивана Болотникова в 1606—1607 гг. Появились новые самозванцы, в т. ч. Лжедмитрий II, с которым в поход на Москву отправились польско-литовские отряды, стрельцы и беглые холопы и крестьяне. Лжедмитрий II имитировал признаки государства, при самозванце даже был свой патриарх – митрополит Ростовский Филарет (бывший боярин Ф. Н. Романов).

Группа бояр в Москве свергла Шуйского и образовала правительство во главе с князем Ф. Мстиславским («Семибоярщина»). Москва торжественно присягнула полякам, впустив войско польского короля Сигизмунда III в Москву. Казалось, что Россия перестала существовать как страна.

Однако Лжедмитрия II убивает один из его сторонников — в России поднимается волна национально-освободительной борьбы. Патриарх Гермоген обратился к русским людям с призывами о защите Церкви и Отечества. Монастыри рассылают по городам грамоты с призывами к соединению и «крепкому стоянию» против врагов.

Стали создаваться народные ополчения. Козьма Минин в Нижнем Новгороде собрал ополчение под военным руководством князя Дмитрия Пожарского. Объединённые силы народного ополчения двинулись на Москву. Список иконы, присланный из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы, сопровождал ополчение, освобождавшее Москву от поляков.

Ополченцы обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана - 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских захватчиков. 22 октября (ст. ст.) поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов вошло в Кремль. Во главе процессии несли Казанскую икону Божией Матери. Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства.

Список иконы, сам прославившийся чудотворениями, был затем помещен князем Д. М. Пожарским в построенном в Москве на Красной площади Казанском соборе. Ныне московский список находится в Богоявленском (Елоховском) соборе в Москве.

После освобождения Москвы от захватчиков, в январе 1613 г., был открыт Земский собор. 21 февраля на этом соборе русским царём избрали сына митрополита Филарета Михаила Романова - так было положено начало правления династии Романовых на Российском престоле.

Ежегодное церковное празднование 4 ноября в честь Казанской иконы Божией Матери было установлено на Руси в 1649 году в благодарность за избавление Москвы и всей России от иноземных захватчиков в 1612 году.

В 1721 г. Петр I привез один из списков с Казанской иконы Богородицы в Петербург. Сначала икона была поставлена в Александро-Невском монастыре, а с 1737 г. - в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. На месте этого храма в начале ХIX в. был возведен величественный Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери. Образ Богородицы был поставлен в соборе в 1811 г., накануне Отечественной войны.

Полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французскими интервентами. Во время нашествия Наполеона чудотворная икона постоянно находилась в рядах русского войска. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября (ст. ст.), когда выпал снег и ударили сильные морозы - сама Заступница пришла на помощь русским воинам. Под предводительством Кутузова, известного своим благочестием, русское воинство одержало победу над армиями Наполеона. Прах славного полководца упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв.

История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Однако остались чудотворные списки, и их благодатная сила не иссякла. До сих пор Казанская икона является щитом и оградой не только всей Русской земли, но и каждого человека.

В годы Великой Отечественной войны, в ХХ веке чудотворная икона вновь явила свою чудотворную силу во имя спасения Родины.

22 июня 1941 года - был день, когда Русская Православная церковь совершала память Всех Святых, в земле Российской просиявших. Для всех верующих людей это было совершенно определенным знаком великой надежды, что начатая борьба непременно закончится победой русского оружия.

В первый же день войны митрополит Сергий (Страгородский) объявил в своей воскресной проповеди, что началась война, и призвал православных верующих встать на защиту Родины. Он велел разослать эту проповедь-призыв по всем действующим храмам и зачитывать ее с амвонов.

Патриотическая деятельность Церкви, возродившей почитание имен святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, величайших военачальников Александра Суворова, Михаила Кутузова, Павла Нахимова, Федора Ушакова, необыкновенно помогла сплочению народа.

Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о помощи России. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией был избран молитвенник за Россию - митрополит гор Ливанских Илия. Владыка усердно молился перед иконой Божией Матери, и ему было открыто определение Божие для страны и народа российского:

"Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена".

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено. И теперь хранятся в архивах письма и телеграммы, переданные митрополитом Илией в Москву.

Есть сведения, что Сталин отнесся к посланию Божией Матери со всей серьезностью и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.

Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло.

Многим до сих пор непонятно, как выстоял Ленинград, ведь помощи ему практически не было. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен.

Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления.

Существует еще одно свидетельство заступничества и помощи Божией Матери. Офицер, бывший в самом центре событий во время штурма города-крепости Кенигсберга в 1944 году, рассказывает, что произошло:

"Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны, и чаша весов колебалась, мы могли там потерпеть страшное поражение. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: "Вот попов привезли, сейчас они нам помогут..." Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен, и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют! От немцев была такая стрельба - огненная стена! Но они спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал - и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен! Как потом в один голос рассказывали пленные - перед самым русским штурмом "в небе появилась Мадонна" (так они называют Богородицу), Которая была видна всей немецкой армии, и у всех абсолютно отказало оружие - они не смогли сделать ни одного выстрела. Тогда-то наши войска, преодолев заграждения, легко сломили (рукопашное) сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен, и мы несли такие потери! Во время этого явления немцы падали на колени, и очень многие поняли, в чем здесь дело и Кто помогает русским!"

Киев - матерь русских городов - был освобожден в день празднования Казанской иконы Божией Матери.

В октябре 1947 года Сталин пригласил митрополита Илию в Россию (есть уникальные кадры кинохроники, запечатлевшие приезд митрополита Илии в Москву и встречу его со Сталиным. Эти моменты можно посмотреть на кассете "Видимое и сокровенное. Кино и Церковь" киностудии "Отечество").

Патриарх Алексий предложил подарить митрополиту Ливанскому Казанскую икону Божией Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Тогда же Правительство наградило митрополита Илию Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны.

Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени, является одной из самых любимых и почитаемых в народе святынь на Руси.

Для прихода г. Пори в Финляндии этот праздник является престольным, т.к. русский православный храм в городе назван в честь Казанской иконы Божией Матери.

Верующие с надеждою возносят молитвы пред образом Богородицы, уповая на заступничество Божией матери. За последние 100 лет Российское государство, православная церковь, да и без преувеличения, всё человечество, столкнулись с серьёзными вызовами секуляризма и атеистического мировоззрения – от беснующегося троцкизма в начале ХХ века до глобальной атаки на церковь в ХХI веке, когда богохульство и поругание святынь называют свободой слова и перформансом, что получает международную поддержку в лице ведущих политиков и известных артистов (случай осквернения Храма Христа Спасителя кощуницами из т.н. панк-группы с непристойным названием). Пляски обнажённых женщин перед собором, демонстративное спиливание поклонных крестов и акты вандализма в храмах свидетельствуют об агрессивном характере вызова современности, выражающемся в прямой атаке на священные рубежи.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на XVI Всемирном Русском Народном Соборе «Рубежи истории – рубежи России», открывшемся 1 октября в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, подчеркнул важность защиты священных рубежей при столкновении с вызовами на рубежах истории.

В этом году Россия отмечает три знаменательных юбилея: 400 лет изгнания иноземных захватчиков и окончания Смуты, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года и разгром армии Наполеона и 70-летие наступления под Сталинградом, которое стало поворотным событием в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Предстоятель Русской Церкви отметил: «Все эти эпохальные события - как в 1612-м, так и в 1812-м и в 1942 году - связаны с самыми драматическими страницами взаимоотношений России и Западной Европы. То были не просто столкновения двух армий. Всякий раз на полях сражений происходило не только сопоставление мощи вооруженных сил, но противоборство идеалов, в которых люди видят смысл жизни и ради которых они готовы идти на смерть».

Патриарх Кирилл пояснил, что во времена Смуты, 400 лет назад, в 1612 году Русское государство имело дело с вызовом религиозного характера, когда главной целью нанесенного по Руси удара была сама вера, а именно угроза ассимиляции Русской Православной Церкви. Во время наполеоновского нашествия основным вызовом явилась проблема защиты русской культуры, культурной идентичности - на фоне глобального наступления франкоцентризма и западноевропейских культурных стандартов. Святейший отметил, что «упразднив геополитический проект Бонапарта, Россия создала благоприятные условия для национально-культурного разнообразия самой Западной Европы».

Характеризуя вызовы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, самого страшного испытания для России, каким стало гитлеровское нашествие, Предстоятель Русской Церкви почеркнул: «Под угрозой оказалось само физическое существование нашего народа. Но было бы абсолютно неверно представлять Великую Отечественную войну как исключительно войну за выживание. На ее полях решался принципиальный вопрос человеческого бытия, вопрос о справедливости: равны ли люди Земли в своем достоинстве, или же они делятся на высшие и низшие расы? Иными словами: можем ли мы, члены огромной человеческой семьи, по-христиански обращаться друг к другу со словами "Братья и сестры!", либо мы навеки разделены непреодолимыми генетическими и культурными барьерами? Глубоко символично, что обнародованный руководством нашей страны призыв на борьбу с гитлеровским захватчиками начинался словами "Братья и сестры!" и был адресован всем соотечественникам, независимо от их национального происхождения, вероисповедания и политических взглядов».

Патриарх Кирилл выразил убеждение: «У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России - мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение».

Предстоятель Русской Церкви раскрыл глубинное содержание темы Собора «Рубежи истории - рубежи России». «Смысл первой части фразы понятен: речь идет о памятных датах, которые мы отмечаем в нынешнем году. Гораздо сложнее и глубже, однако, значение второй части, где говорится о рубежах России. Какие рубежи мы имеем в виду? Идет ли речь о чем-то исключительно материальном, осязаемом, вещественном? Или о чем-то большем? О ценностях, идеалах и смыслах, о том, что нельзя измерить в квадратных километрах и в рублях? Для нас, собравшихся в этом зале, очевидно, что рубежи России - это не только ее географические границы. Вне всякого сомнения, понятие рубежей наполнено духовным смыслом. Оно включает в себя, прежде всего, нравственные границы, нравственные пределы, за которые мы не можем и не должны отступать».

Обратившись к истории, Патриарх Кирилл напомнил слова, произнесенные в решающие дни 1941 года, когда враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва!» В смутные времена необходимы такие же священные слова: "Отступать некуда, за нами - наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации".

«Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде», - призвал Святейший Патриарх.


Евгения Хилден-Ярвенперя