maanantai 24. helmikuuta 2014

Преподобный Сергий Радонежский – негасимый свет Святой Руси

9-10 февраля 2014 года в Хельсинки, Финляндия, в Российском центре науки и культуры, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходили VIII Международные образовательные Сретенские чтения. В этом году чтения были посвящены великому русскому святому Сергию Радонежскому, которого многие считают основателем идеологии русской нации и «Великим заступником Земли Русской». Тема конференции:  «Преподобный Сергий Радонежский. Русь: наследие, современность, будущее»
http://www.patriarchia.ru/db/text/3564459.html

Прошло 700 лет со дня рождения великого подвижника, но и в настоящее время, возможно, как никогда, духовный подвиг преподобного Сергия, собирателя земель русских, имеет живую связь с современностью.
Благодарна организаторам чтений, Представительству Московского Патриархата в Финляндии и Российскому центру науки и культуры, что мне представилась возможность выступить с докладом о Сергии Радонежском.

Преподобный Сергий Радонежский – негасимый свет Святой Руси

Жизнеописание

Сергий Радонежский, монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра, или Свято-Троицкая Сергиева Лавра), преобразователь монашества в Северной Руси, необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, и можно считать, что именно его идеология сформировала великорусскую нацию.
Каким был этот человек, уже почти семь веков почитаемый на Руси, как никто другой? В летописях говорится, что он имел нрав смиренный, был милостивым, добрым, целомудренным, любил нищих и странников. О его отношении к людям сказано: «Одинаково любил всех, всем добро творил, ко всем любовь имел». Казалось бы, простые истины  - любить ближнего, помогать слабому, но много ли в нашей жизни доброты и сострадания?
Преподобный Сергий (в миру Варфоломей, получивший это имя при крещении в честь апостола Варфоломея) родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года (некоторые историки называют и др. даты) в семье знатных бояр Кирилла и Марии.
Родители были людьми благочестивыми: жили скромно, помогали бедным и охотно принимали странников.
В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении. Учитель ругал его, родители огорчались и бранили, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, - сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей».
С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти, т.к. Варфоломей был опорой своих родителей в годы болезненной старости. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.
7 октября 1337 года Варфоломей принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы.
К Сергию постепенно стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Своими руками он построил несколько келлий, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек». Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда (Константинополя): Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил отрока, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления и когда отчаявшийся отец уже считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом смирения.
За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Господа небесного видения. Однажды ночью Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Собиратель земель русских

Сергия Радонежского по праву называют собирателем земель русских. По словам одного современника, Преподобный Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому Димитрию (например, ростовского князя — в 1356 г., нижегородского — в 1365 г., грозного князя рязанского Олега и др.). Таким образом, ко времени Куликовской битвы 1380 года почти все русские князья объединились, признав главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву, князь Дмитрий в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.
Преподобный Сергий, тихий отшельник, скромный игумен стоял пред трудным решением - благословение на кровь. Благословил бы на войну, даже отечественную, Христос?
Начался молебен. Во время службы прибывали вестники -  докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему: «Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические».
После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой: «Иди, не бойся. Бог тебе поможет». И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Вдохновленный словами Сергия, Дмитрий выступил против Мамая. На Куликово поле из-за горизонта надвигались несметные полчища. Князь остановился в сомнении, предчувствуя гибель своих воинов, многих охватил страх перед лицом столь сильного врага. В тот момент, когда дрогнуло сердце Дмитрия, на поле брани появился гонец с посланием от святого Сергия: «Иди, господин, иди вперед. Без сомнения смело вступай в бой, нисколько не устрашаясь. Бог и Св. Троица помогут!». Дмитрий почувствовал решимость и молвил: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь в битве с противниками святого твоего имени». Многие пали в том бою, но пришла победа. Все время сражения старец простоял в молитве, а потом поименно поминал убитых. Победа на Куликовом поле положила начало освобождения Русской земли от ига Орды.

Негасимый свет

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»
Наиболее известным источником сведений о Сергии Радонежском, равно как и бесценным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в 1417—1418 годах его учеником Епифанием Премудрым, значительно дополненное в середине XV века Пахомием Логофетом.
Впоследствии над житием также трудились в т. ч. святитель Димитрий Ростовский, даже императрица Екатерина II, митрополит Московский Филарет (Дроздов), архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I.
Четвертая часть всех русских монастырей связана с именем Сергия Радонежского, основана им или его учениками.
Мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Есть многочисленные свидетельства чудесных исцелений у мощей святого. Рассказывают, что монахи меняют тапочки Преподобному, т.к. они изнашиваются, потому что святой ходит по Лавре. Известно о чудотворной силе иконы Святой Живоначальной Троицы Андрея Рублева в Троицком соборе, которая способна исполнить все просьбы, однако, помысли должны быть чисты.  
Троице-Сергиева Лавра - духовный центр православной России, рядом с Троицким собором, в Митрополитских покоях находится резиденция Патриарха Всея Руси.
1 февраля 2014 года исполнилось пятилетие возведения Патриарха Кирилла на Патриарший престол. Как в своё время Преподобный Сергий Радонежский явился собирателем земель русских и духовным отцом русского народа, Патриарх Кирилл последовательно отстаивает интересы Русского мира, духовный и государственный суверенитет Исторической России, отдавая все силы служению, тому, чтобы народ Святой Руси вернулся к своим духовным основам и ценностям. Более шести столетий разделяют Сергия Радонежского и Патриарха Кирилла, но духовная нить неразрывно связывает пастырей сквозь века. Как и сотни лет назад, Русь сбросила с себя иго и заслонила собой народы от нашествия Орды, Святая Русь, опекаемая мудрым пастырем, опираясь на свои многовековые духовные ценности, воспрянет и остановит воинственные полчища врага.